ГРИБОЕДОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ : к 230-летию со дня рождения ️ В библиотеке искусств-филиале N5 оформлена книжная выставка к юбилею писателя.
5 января исполняется 230 лет со дня рождения русского дипломата, востоковеда, драматурга, поэта, композитора Александра Грибоедова (1795-1829).
После себя Грибоедов оставил немало художественных произведений, но в историю литературы вошел благодаря комедии «Горе от ума» и еще, пожалуй, вальсу, известному как «грибоедовский».
Сегодня мы предлагаем материал из программы Ольги Суровегиной «Маленький концерт»: “Наш сегодняшний рассказ – о двух самых «литературных» вальсах. Ведь эти вальсы написаны выдающимся русским поэтом и драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым, и, как утверждают исследователи, в самой тесной связи с его главным сочинением – знаменитой комедией «Горе от ума».
Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на разных поприщах – вернее сказать, успел проявить себя, ведь жизнь его оборвалась в 34 года. Он был талантливым дипломатом, и, без сомнения, его ждала блестящая карьера, если бы не трагическая гибель Грибоедова в Персии в результате политического заговора. Подлинным его призванием была литература. Но есть и еще одна грань личности дипломата и драматурга – Грибоедов-музыкант.
Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Грибоедов часто выступал в кругу друзей или на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и как аккомпаниатор певцам-любителям или оперным артистам. Приходилось Грибоедову играть, сопровождая своей импровизацией танцевальные вечера
Но вернемся к знаменитой комедии Грибоедова. После всего того, что мы знаем о Грибоедове-музыканте, совсем неудивительно, что комедия начинается – музыкой. Авторская ремарка гласит: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова (так у Грибоедова – О.С.) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».
Это музицируют Софья и Молчалин. Что же они играют? Этого Грибоедов не указывает, но чаще всего при постановке «Горе от ума» используют вальсы самого Грибоедова.
Музыка сыграла важную роль и в личной жизни Грибоедова. В 1828 году он отправился с дипломатической миссией в Персию, а по дороге остановился на некоторое время в Тифлисе, где познакомился с юной княжной Ниной в доме ее отца, грузинского поэта и государственного деятеля Александра Чавчавадзе. Грибоедов часто посещал дом князя, давал уроки музыки его дочери и сам музицировал для нее. Осенью 1828 года состоялось венчание юной четы, а уже в начале следующего года княжна Нина узнала о гибели своего мужа, с которым прожила менее полугода.
Известна и даже легендарна судьба княжны Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Оставшись вдовой в 16 лет, она больше не вышла замуж, посвятив свою жизнь благотворительности.
Пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи. Сохранились до наших дней только два вальса – благодаря тому, что они были опубликованы, правда, уже после смерти Грибоедова, в 1832 году в музыкальном приложении к изданию «Лирический альбом».
И еще один интересный факт о Грибоедове.
Владение языками Грибоедов был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Этот талант проявился у Александра еще в детстве. В 6-летнем возрасте он свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в совершенстве – английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, персидский и турецкий языки.